Киевский Софийский храм находится в середине города и считается настоящей «жемчужиной» Украины. Этот собор – политическое, культурное, а также религиозное сосредоточие. Однако для богослужений отведены определенные часы, остальное время – для туристов.
А здесь читайте о красоте и истории создания Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге — http://www.moyaindia.ru/puteshestviya/rossiya/isaakievskij-sobor-v-sankt-peterburge.html
История храма
Век создания (XI) собора разногласий не вызывает, как точная дата его появления. Тут исторические мнения разнятся. Например, в летописи Нестора обозначена дата 1037 г. В произведении сказано, что храм – «детище» Ярослава Мудрого, который велел основать его в честь победы над врагами-печенегами.
Однако в Новгородских летописях датировка появления собора – 1017 г. В конце концов, историками был обозначен период создания 1011-1018 гг. Сначала храм возводился при Владимире, а заканчивал его – Ярослав. В итоге 2011 г. стал датой 1000-летия Софийского храма.
Для возведения храма были выписаны константинопольские строители. Сначала это было здание с 13-ю куполами. Через несколько столетий было добавлено еще шесть, а к 17 в. оно было реконструировано. В нем была резиденция митрополита, там проходила коронация князей, принимались заграничные послы, была создана 1-я древнерусская библиотека.
Вифлеемский храм Рождества Христова – читайте о нем здесь — http://www.moyaindia.ru/puteshestviya/aziya-i-afrika/xram-rozhdestva-xristova.html
Храм постоянно подвергался атакам захватчиков. В 13 в. – Батыя, орды которого вынесли все ценные и драгоценные предметы и разрушили почти все здание. Через 200 лет на храм накинулись крымские татары. Они убили митрополита св. Макария. В 14 в. на храм покушались униаты. К этому моменту служения прекратились, а святое здание еле держалось.
Главная роль в реставрации храма досталась митрополиту Петру. В 1633 г. он выписал для реконструкции итальянского архитектора О. Манчини. В конце 17 в. был восстановлен не только Софийский храм, но и его фрески, иконы. Здание обрело грушевидную форму, а стены были украшены лепниной.
В 1697 г. случился сильный пожар, и сгорели все деревянные постройки и ограждения, которые потом поменяли на каменные. В течение нескольких десятков лет появилась новая колокольня, пекарня, трапезная, стены и иные сооружения. Больше кардинальных перестроек не производилось.
До 1917 г. это был кафедральный собор, в котором «царствовали» митрополиты Галицкие и Киевские и функционировавший до 1929 г. В советское время начался передел власти, и церковный раскол мог плохо влиять на общество. Тогда храм временно закрыли и преобразовали в музей.
Богослужения возобновились только после обретения независимости от СССР. Потом здание стало наследием ЮНЕСКО. Богослужения оказались под запретом, исключение – день независимости Украины, 24 августа.
Архитектурные особенности
Историки говорят, что для строительства собора было задействовано 40 мастеров и почти 100 помощников. Возведение храма шло примерно три года, а потом еще несколько лет было потрачено на отделку и роспись. Есть версия, что в возведении собора принимали участие греки. На это указывают некоторые архитектурные приемы и особенности византийского зодчества.
Об острове Валааме читайте в этой статье — http://www.moyaindia.ru/puteshestviya/rossiya/ostrov-valaam.html
Высота храма – 29 м, ширина – 42, длина 55. Галереи – 2-х ярусные, которые окружают собор. С западной стороны находятся 2 башни с подъемом на хоры. Главный купол сделан в виде символа Христа. Храм имеет еще 12 небольших куполов, которые напоминают об апостолах. Пространство под главным сводом сделано в виде креста. Таким же обладают и столпы.
Кладка храма – сложная, из широких и тонких кирпичей, которые чередуются с «дикарем», (иначе – природным камнем). Они соединены розовым цементным раствором. Наружная часть фасадов ранее не имела штукатурки, поэтому старая кладка была видна во всем своем великолепии. Позже она была закрыта отделочными материалами, однако, маленькие участки оставлены, чтобы туристы смогли увидеть начальную кладку.
Интерьер храма
Внутри храм поражает своим великолепием и шиком. При оформлении стен использовалась роспись, а также мозаика и удивительные фрески. На сегодня их сохранилось более 260 м2 и 3000 м2.
Палитра оттенков варьируется в 177 тонах. Сначала мозаика украшала только основной купол с алтарем, остальные стены были покрыты фресками. Сохранилось изображение единственного архангела, остальных реставрировали только в 19 в. Обновление выполнялось маслом.
При входе в храм из освященных галерей посетители попадают в полутемные анфилады, богато расписанными различными фресками. В центре храма – картина Христа, выполненная мозаикой. На апсиде алтаря скульптура Богоматери на золотом троне, склонившая в молитве. Самое популярное изображение – Оранты, расположенное на главной алтарной апсиде.
Как попасть в Задонский мужской монастырь, читайте здесь — http://www.moyaindia.ru/puteshestviya/rossiya/zadonskij-monastyr.html
Потом идет кусок из «Евхаристии», изображения «отцов церкви». На арочных столбах, которые обрамляют алтарь – изображения Богоматери и архангела Гавриила. Там мозаика – это образец старейшего искусства. Остальные места храма расписаны фресками с картинами святых (свыше 500 персонажей).
На западных стенах красуется групповое изображение княжеской семьи, но от подлинника сохранились только боковые участки. Считается, что на картине – близкие Ярослава Мудрого, но точных исторических доказательств тому нет.
Об удивительном буддийском храме в Мьянме читайте на этой странице
Одной из уникальных деталей интерьера является большое количество граффити, созданных на границе 11-12 вв. Эти элементы очень интересны как ценный памятник письменности. Внутри собора было обнаружено почти 7000 граффити.
Главные реликвии собора – распятие, которое привезла из Константинополя княгиня Ольга и царский венец – Шапка Мономаха – подарок от императора. В храме – больше ста захоронений, но хорошо сохранился лишь первый саркофаг. Однако в нем обнаружили не Ярослава и Мономаха, а женщину.
Сейчас храм открыт для туристов, но богослужения так и не проводятся. Это – условие внесения здания в ЮНЕСКО.