uspenskij-peshhernyj-monastyr

Крым давно полюбился туристам своими достопримечательностями. Многие паломники посещают святые обители полуострова для поклонения образам и мощам. Один из наиболее посещаемых объектов – мужской Успенский монастырь, расположенный под пещерными сводами недалеко от Бахчисарая.

Это место окутано интересными легендами, имеет интересную историю. Посетить его можно не только в составе экскурсии, но и отдельно от группы.

Читайте о турецкой крепости Мармариса в городе Кейджегиз – http://www.moyaindia.ru/puteshestviya/aziya-i-afrika/krepost-marmarisa.html

Версии появления монастыря

peshhernyj-monastyr-v-krymu

Ранее в Крыму было много пещерных монастырей, но в период нашествия Золотой орды большинство оказались разрушенными. Часть храмов, вырубленных в скалах, сохранилась. Один из них – Успенский монастырь. По одной из версий храм возник во время строительства Бахчисарая, и прорубили скальные породы монахи-иконопочитатели. Они сбежали от императоров Константина Пятого и Льва Третьего.

Часть историков не согласна с этой версией. Сомнения породили архитектурные особенности пещерных монастырей, что опровергает их создание византийскими монахами. В их традиции входило коллективное проживание в общих спальнях. Однако в Успенском монастыре множество отдельных келий.

К тому же во время предположительной постройки храма преобладали языческие культы. Очень широко был распространен иудаизм. Он являлся основной религией Хазарского каганата. Поэтому построить монастырь могли не только византийские монахи.

История монастыря до наших дней

peshhernyj-monastyr-v-krymu

Мужской Успенский монастырь прячется под скальными сводами и похож на великолепный пещерный дворец. Он расположен в середине Мариам-Дере, ущелья, рядом с городом Бахчисараем. Храм окружен отвесными стенами 1,5 метров высотой. Монастырь часто называли «Лаврой» и даже ханы, исповедовавшие мусульманство, приходили ночами к иконе Богородицы для получения благословления.

История храма начинается приблизительно еще до 13-го века, когда он закрылся на 100 лет. Спасли монастырь финансовые вливания от московских князей. Благодаря этому храм «восстал из пепла», хоть и влачил жалкое существование. Когда Таврида в 1475 г. оказалась в плену татарской орды, обитель не разрушили и в нее приходили многие (в том числе и послы) на богослужения.

Малоизвестная достопримечательность Крыма – озеро Ай-Ефим – http://www.moyaindia.ru/puteshestviya/rossiya/dostoprimechatelnosti-kryma-ozero-aj-efim.html

Затем в монастыре десятки лет находился оплот митрополитов Готфских. Многие крымские ханы посещали обитель, а глава династии Гирей даже обеспечил храм свечами на целый год. В конце 15-го в. Крым захватили османы и потребовали дань за проведение богослужений. В 18 в. земли перешли к русской армии, и новые власти обязали монахов перебраться из пещерного храма в Мариуполь. С ними отправился и образ Богородицы.

Охранять пустой монастырь начал греческий святой отец К. Спиранди. С ним прибыла и новая святыня – уникальная икона «Успения Богородицы». Богослужения возобновились. Потом в Бахчисарае появился новый монастырь, куда перешло много прихожан.

Пещерный храм вновь закрылся. Возрождение его началось лишь с середины 19 в., реставрационные работы – с 1850 г. Монахам активно помогали простые люди. В итоге были куплены колокола, образа, утварь для богослужений. За короткое время храм снова начал функционировать в полную силу.

Управлял им тогда архимандрит Поликарп. В 1818 г. храм посещал Александр I, целовал икону Богоматери и поставил свечку. В ските также побывали Николай I и II, Александр II. После начала Крымской войны в храме располагался госпиталь, где выхаживались раненые.

Последующая реставрация храма шла еще много лет. Появились новые постройки и корпуса. Обрела «новую жизнь» Церковь Успения. Скит дополнился 3-мя ярусами, 11-ю кельями, колокольней, домом для настоятеля монастыря. Были построена пекарня, гостиницы для гостей, хозпостройки, кухня и столовая. Восстановили даже водопровод, который брал воду из подземного родника.

После окончания революции и расправы над царской семьей, храм был закрыт (начиная с 1921 г.), разграблен, а иноки расстреляны. На месте обители открылась Трудовая колония им. Артема. Бесценными церковными томами топились печки. В 1925 г. верующие обратились к советской власти с просьбой отдать им на хранение старинные монастырские вещи. В итоге часть икон была спасена и отправлена в бахчисарайский музей.

В 1927 г. случилось сильное землетрясение, разрушившее многие постройки. Осталась целой только Успенская церковь. До Великой Отечественной разрушенный храм оставался нежилым, а потом вновь был приспособлен под солдатский госпиталь. После в нем обосновалась психоневрологическая клиника.

Следующее возрождение храма пришлось на 1993 г. Настоятелем стал одесский иеромонах Силуан. Он и занялся восстановлением пещерного храма. Деньги собирались «всем миром». Большую часть внесли паломники. Они также приезжали, чтобы работать и физически. В итоге был восстановлен Храм Успения, ступеньки к монашеским кельям, роспись под балконом. Новые церковные колокола подарил храму металлургический завод в Днепродзержинске.

Храм в наше время

peshhernyj-monastyr-v-krymu

Сейчас паломники и гости монастыря поднимаются по скальной лестнице. Оттуда отлично видны окрестности и ущелье Св. Марии. На скальных террасках разместились монастырские огороды. Рядом с храмом красуются хозяйственные постройки. Паломникам разрешается заходить не во все помещения, в число которых входит и Успенская церковь, в которой установлена икона Троеручица.

Сейчас уже восстановлена пара дополнительных пещерных храмов, появились новые монашеские кельи, ремесленные мастерские, постройки для скотины. Строительство все еще продолжается. На территории монастыря бьет родник, благословленный с помощью образа «Животворящий источник». Над ним находится часовня. Над ней – выложенная мозаикой картина, ставшая известной еще в Константинополе, когда исцелился слепец.

Свидетелем события стал Маркелл, солдат, впоследствии ставшим императором. Набрать святую воду из родника может любой гость монастыря либо купить уже разлитую в бутылках в местной лавке. В пещерном храме удивительная акустика и звук богослужений и молитв достигает даже до развалин Чуфут-Кале. В результате создается ощущение, что даже окружающее пространство молится с монахами.

Стена вдоль лестницы украшена различными рельефными медальонами. Причем у каждого – мешочек с землей, которую привозят со всех святых уголков мира.

Легенды о храме

peshhernyj-monastyr-v-krymu

Успенский монастырь окружен разными легендами. По одной из них когда-то молодой пастух Михаил по дороге домой гнал стадо рядом с пещерами и увидел в одной из них свет. Парень зашел туда и обнаружил парящую икону Богородицы. Перед ней горела свеча. Это произошло 15 августа, как раз на День Успения. Молодой человек взял икону и унес ее домой, а на утро обнаружил пропажу святыни.

Когда опять проходил мимо удивительной пещеры, то вновь увидел свет и образ. Пастух снова принес ее домой, но на утро история повторилась. Икона вновь оказалась в пещере. Тогда Михаил рассказал об этих случаях односельчанам. Люди решили, что так Дева Мария выражает свое желание о строительстве храма в ее честь именно в этом месте.

По другому преданию в древности в подземельях обитал дракон. Он постоянно требовал дань с окрестных деревень – утаскивал в логово молодых людей и девушек. В конце концов, в селах остались только старики. Тогда они обратились к Богородице, прося у нее защиты от дракона. Она услышала мольбы и через день пастухи увидели в пещерах свет. Люди зашли внутрь и обнаружили парящую икону над поверженным драконом. Тогда и был возведен храм в честь заступницы.

Согласно третьей легенде, когда устраивалось гонение на христиан, пара монахов из Афин обосновались на полуострове в горных пещерах. Монахи решили основать храм в Марьям-Дере из-за источника воды, протекающего рядом. Святые братья выбили в толще скал помещение под монастырь и кельи.

Затем монахи освятили это место, установили иконостас и образ Богородицы, который привезли из древнего Сумельского скита (византийского города Трапезунды). После этого вблизи иконы произошло много удивительных событий и увеличилось число паломников. Все это убедило окрестных жителей, что место действительно святое и Матерь Божья встала на защиту края.

Причем эта легенда косвенно подтверждается археологическими находками и захоронениями. После радиоуглеродного анализа оказалось, что они датируются шестым веком.

Святыни монастыря

peshhernyj-monastyr-v-krymu

В 1908 г. появился документ с описанием всех святынь храма. Одна из них – «Успенья Богоматери». Образ чудотворный, оформлен в серебряную рамку и многим дала желанное исцеление. Копию иконы «Панагия» когда-то нашли на скальной стене. Образ оформили в серебряную ризу, украсили драгоценными самоцветами и жемчугом. На стене находился образ Богородицы – как раз на месте появления «Панагии». Здесь всегда была неугасимая лампадка.

Копия с картины Божьей Матери Киево-Печерской появилась в храме в качестве подарка от митрополита Филарета. Этому предшествовало всенощное бдение. Также в храме хранился образ Спасителя с частичками мощей 84 святых. Икона была прислана из Корсунского монастыря. Еще одна святыня – крест с изображенным на нем Христом. Предмет был выполнен из кедра, кипариса. На одной стороне креста – надпись о том, что это – подарок со Старого Афона.

Во время Святой власти почти все реликвии оказались уничтожены, а уцелевшие отправлены в Мариупольский музей, но остались копии некоторых образов. Со временем восстановили и главную – икону Успенской богоматери.

Как добраться до крымского пещерного монастыря?

peshhernyj-monastyr-v-krymu

Туристы могут добраться до храма на автобусе № 2 и выйти на остановке «Староселье». От нее до обители идет через горы дорога и по времени занимает примерно 20 минут. Можно дойти до монастыря пешком, если отправиться от Бахчисарайского дворца. Тогда нужно пройти по горной дороге – вдоль тянущихся старинных надгробий и отверстий пещер.

Правила посещения монастыря

peshhernyj-monastyr-v-krymu

Фотографировать в храме можно только с разрешения митрополита. Об этом предупреждает табличка при входе. На территории монастыря сотовые телефоны должны быть отключены. В храме может остаться пожить любой мужчина. Для этого имеется специальная гостиница.

Паломнику разрешается есть и работать вместе с монахами. Причем все это – бесплатно, но невозможно без благословления настоятеля. После этого придется придерживаться существующего общего устава, а также посещать богослужения. По правилам, в храме не проводится Венчание и Крещение.

Об отдыхе в Судаке читайте здесь

Рядом с Успенским монастырем находится г. Чуфут-Кале (выше храма). Он существовал еще в средние века в качестве пограничного объекта. Сейчас там остались только руины. Между храмом и бывшим городом, в лесном массиве, расположено Газы-Мансур, кладбище. На нем покоятся воины, которые охраняли Чуфут-Кале от набегов. Этот город и Успенский пещерный монастырь вошли в мировое наследие ЮНЕСКО.