Казахстан славится достопримечательностями, например, Мангистауский край занимает особое место. Этот уголок – сокровищница исторических памятников Мангистау, в нем насчитывается более 360, половина из них – мечети Казахстана, святыни, почитаемые местными.
Важные исторические памятники – Бекет-Ата и Шопан-Ата, эти места ежегодно посещают тысячи паломников и туристов.
Дорога к святыням
Туристы, направляющиеся в мечети Казахстана, сталкиваются с трудностями. Простой маршрут начинается от Жанаозена. В пути путешественников изматывает невыносимая жара и сложности пересечения грейдерных троп.
Читайте о путешествии на озеро Иссык-куль
Путь к Шопан-Ата и БекетАта – незабываем. Невзирая на сложность, его нельзя назвать скучным.
- На пути встречаются верблюды. С одним горбом или двумя, они обозначены буквами, аббревиатурами имен хозяев.
- Популярная туристическая точка – мавзолей, возведенный в конце 1 тысячелетия н.э. Туристы увидят сохранившиеся рисунки, выполненные казахскими ремесленниками.
Шопан-Ата
Древний некрополь возведен в конце IX века. Работы проводились и в X веке. Этот памятник архитектуры из 2 тысяч, расположенных в окрестностях, – крупнейшее древнее погребальное культовое сооружение на западе Казахстана.
Рядом с некрополем расположены древние надгробные памятники, над которыми трудились огузо-кипчакские племена, проживавшие в этих краях с начала X по конец XIV вв.
Мечеть Шопан-Ата – часть приовражного массива. Историки уверены, что ее создали до возникновения кладбища. Это еще одно исторически ценное место. Создание Шопан-Ата окружено легендами, среди которых сказание об Ахмеде Яссауи и его учениках.
Яссауи призвал последователей пустить стрелы через шанырак, а затем отправиться на их поиски. Место, где они отыщут стрелы – это территория передачи людям основы суфизма. Шопан-Ата, один из учеников, отыскал стрелу неподалеку от жилища Баяна, который занимался скотоводством.
Стрелу он нашел на горной вершине. Недолго думая, Шопан-Ата попросился к баю работать пастухом, но скотовод, увидев в работнике мудрого и духовного мужчину, разрешил ему жениться на дочери.
Так, мудрец обосновался рядом с горой, которая знаменовала его начало жизни в роли проповедника-суфия. На этом месте он создал важную для казахского народа подземную мечеть.
Мечети Казахстана: Бекет-Ата
Туристы, посещающие гробницу Шопан-Ата, направляются к мечети Бекет-Ата. Она расположена недалеко от некрополя Огланды. Святыня находится в горном уголке, труднодоступной зоне. После утомляющей дороги по жаре, туристы собираются с силами для последнего рывка – двух километров извилистых лестниц.
Внимательные туристы заметят, что окрестность украшена интересными орографическими узорами, создающими иллюзию берега сказочного моря, существовавшего тысячи веков назад.
В пустынном уголке редко встречаются животные. Его постоянные обитатели – птицы, ящерицы, прячущиеся под камнями, и насекомые. Согласно старым поверьям, увидеть по дороге к архитектурному памятнику косулю – это хороший знак, но такое зрелище – редкость.
Бекет-Ата – в честь которого названа мечеть, проживал неподалеку от Кульсар, входящего территориально в Атыраускую область. Бекет-Ата, живавший здесь в VIII веке, — последователь учения Шопан-Ата. Легенда рассказывает, что в возрасте 14 лет Бекет, навещая гробницу мудреца, услышал его голос, призвание обучаться суфизму и просвещать других.
Получив благословение почитаемого Шопан-Ата, Бекет отправился получать знания. Спустя 26 лет, он работал суфием, брал в ученики местных детей, обучал их грамоте. Он исцелял людей и направлял их на верный путь. Многие знают мудреца благодаря военным заслугам – участие в битвах времен вторжения калмыков.
Бекет-Ата Мырзагулулы на западе страны – почитаемый святой. К концу жизни суфий стал отшельником и проводил время в пустынных уголках западного Казахстана (http://www.moyaindia.ru/puteshestviya/aziya-i-afrika/kazaxstan.html). Здесь он открыл несколько мечетей.
- Ак-мечеть или Кульсарах.
- Мечеть в скалах неподалеку от Бейнеу.
- Мечеть в районе Тобыкты.
- Мечеть в Огланды, меловом массиве.
Последняя – самая почитаемая, цель номер один для туристов и паломников, проделывающих непростой и долгий путь.
Последние два столетия круглогодично здесь находятся толпы верующих, местных, приезжих, сотни людей, почитающих великого суфия и его учение. Согласно легендам, упоминание имени мудреца в разговоре, спасает человека от беды, а молитва ему в стенах мечети совершает чудо. Это место вдохновляет, завораживает и восхищает.
Паломники, готовящиеся в путь, запасаются лепешками, чаем, сахаром, конфетами, баурсаками. Всю пищу, они оставляют на дастархане рядом с мечетью. Здесь путники отдыхают, подкрепляются и помогают другим путешественникам.
К туристам они настроены не слишком доброжелательно. Верующие убеждены, что в мечети Казахстана отправляются те, кто нуждается в помощи, а приезжать в святое место, чтобы поглазеть на подземное архитектурное чудо и сделать в его стенах селфи – грешно.